На главную страницу

Марий Эл-1996

спортивные походы

история обновлений

Летопись о пешеходном спортивном походе по Марий Эл в октябре 1996 года

Руководитель: Ванюшин М.Ю., e-mail: van-u-shin @ mail.ru

Нитка маршрута: ст.Куяр - р. М.Кокшага (переправа 1А) - Устье Кундыш - Шуйка - Симакайка - оз.Игирьер - п.Силикатный

Состав группы: Ванюшин М.Ю., КГУ, студент; Гайнутдинова А., КГПУ, студентка; Курин А.Л., КГТУ, студент; Зайцев А.В., КГУ, студент.

1-ый день маршрута (12.10.1996, суббота).

День начался с того, что один из участников (не будем говорить кто, но это Анфиса) опоздал на вокзал, и пришлось 3 часа ждать следующего поезда. Но и это имело свои преимущества: после обеда погода разгулялась.

Итак, начало похода было великолепным: довольно тепло, временами проглядывало солнце, не слишком тяжелые рюкзаки (по сравнению с летними тройками и четверками) приятно давили на плечи, и было еще много мелких (и не очень) радостей, которые делают жизнь туриста б. или м. сносной. И вот, напевая и сочиняя на ходу стихи, мы подошли к р.М.Кокшага, через которую в тот день у нас была запланирована переправа.

Лирическое отступление, о том, как НЕ НАДО наводить переправу:

Если Вы респектабельный человек с устоявшимися привычками, привыкший вести размеренную добропорядочную жизнь в квартире с современными удобствами; аккуратный налогоплательщик, любящий на ужин бараний бок с кашей, а после ужина - телевизор и затем чистую постель с грелкой - итак, если Вы все это, то ночная, осенняя переправа при одной обвязке, нехватке веревок, температуре воздуха ниже нуля - это не для Вас.

Но если же Вы по натуре авантюрист, любящий острые ощущения; если Вы жертвуете уютом и другими прелестями цивилизации ради приключений; наконец, если Ваше кредо: "Не так, как все!" - то, несомненно, Вы получите огромное удовольствие от подобной переправы. И это значит, что наши рекомендации как раз для Вас.

Итак, переправу следует начинать попозже, часов в 17 (осенью).

Рекомендуется выбрать место, наименее удобное для подобной затее (большая ширина реки, крутой спуск к воде, отсутствие деревьев и т.п.). Первый участник форсирует реку в брод на усах, затем по противоположному берегу достигает предполагаемого места переправы и там уж делает все, что полагается в подобных случаях. Уже от одного этого можно при большом желании и талантливом подходе извлечь немалое удовольствие. Во-первых, усы- их следует делать достаточно короткими: так, чтобы не хватило на ширину реки, и пришлось бы одному из участников бежать со всех ног за второй веревкой (300 - 400 м), а другому привязывать к усам все что можно (предлагаем использовать даже шнурки - хотя сами не пробовали). Во-вторых, переправляться в брод следует подальше от места основной переправы, чтобы по берегам росло побольше колючего кустарника; все это необходимо, чтобы двигаясь с обеих сторон реки участники, связанные веревкой, преодолевали все эти препятствия как можно дольше - ведь основная часть переправы должна проходить при свете луны.

Хорошо, допустим, вы более или менее благополучно добрались до места переправы, где бы хотели навести переправу. Что же дальше?

Извращенцы рекомендуют выбрать основу по короче, чтобы ее не только нельзя было бы как следует натянуть, но и чтобы где-нибудь посередине были огромные узлы, через которые с невероятным трудом можно было бы переползи человеку, не говоря уже о рюкзаках и о снятии переправы. Далее, если вы действительно хотите получить удовольствие и неизгладимые впечатления от переправы, не берите с собой слишком много репшнура, прусиков и карабинов: они вам будут ни к чему.

Гораздо интереснее в темноте решать сложные технические задачи.

Желательно, чтобы первым по веревке переправлялся самый грузный и упитанный человек (в нашем случае это, к сожалению, не удалось: среди нас не было ни одного толстячка). Что происходит? Веревка натянута, прямо скажем, не сильно (один человек лучше не натянет). Она, разумеется, провисает, переправляющийся медленно, но верно, погружается в холодную октябрьскую воду...

Когда, наконец, он с воплями и проклятьями достигает берега (причем сухими у него остаются только ноги, т.к. лежат во время переправы на основе), согревание предстает совершенно невозможным, т.к. нет ни топора, ни сухой одежды - все на другом берегу.

Теперь можно приступать к переправлению груза, что, разумеется, тоже сопряжено с массой развлечений и других положительных эмоций: перетаскивание вещей через пресловутые узлы, намокание вещей, выпадение из карманов мелких предметов и т.д. Что касается узлов, то мы вышли из положения следующим образом: Сеня спускался по веревке вслед за грузом, перетягивал рюкзак через узлы, а затем, используя альпинистские приемы, поднимался обратно (подниматься приходилось по веревке натянутой под углом 45-50 градусов). Поверьте, это незабываемо, особенно если учесть, что этот трюк проделывался во тьме осенней ночи и с каждым рюкзаком отдельно (не считая рюкзак руководителя, который назло всем узлам прошел самостоятельно).

За грузом последовали и оставшиеся участники, причем систему каждый раз приходилось переправлять обратно.

Когда все, наконец, переправились, было уже 22.40 (начали переправу в 17.00), и снятие переправы было отложено на завтра.

2-ой день маршрута (13.10.1996, воскресенье).

Второй день похода встретил нас улыбчивым утром. Было довольно прохладно, но солнечно - вещи, что вчера намокли, довольно быстро подсыхали. После завтрака было запланировано снятие переправы.

Как уже упоминалось выше, стягивание основной веревки из-за узлов было невозможно. Необходимо было переправиться на тот берег, развязать веревки и затем вернуться. Возвращаться в любом случае можно было только вброд, поэтому не имело смысла мучиться и переправляться на ту сторону по веревке. Но мы ведь любим трудности, и Миша надел обвязку. Он не хотел мокнуть раньше времени, и за ночь провисшую веревку подперли двумя огромными, весьма неустойчивыми рогатинами. Разумеется, как только Миша пристегнулся к основе, рогатины тут же расползлись со всеми вытекающими последствиями (фото прилагаются).

Рогатины поднимали веревку на высоту метра 3, так что Мише пришлось ползти метров 5 по натянутой почти вертикально веревке. Потом еще предстояла перестежка через рогатины, что с одним карабином и двумя прусиками представляло почти неразрешимую техническую задачу (не зря же Миша болтался на веревке 1.5 часа, пока его старания не увенчались успехом). Все наша работа не пропала зря: Миша переправился на другой берег абсолютно сухим.

Все остальное прошло довольно быстро и благополучно: Миша развязал веревки, которые затем перетянули на наш берег, и перешел реку в брод в том месте, где вчера переходил Саша.

Вышли после обеда. Путь наш в тот день лежал в основном через подлесок и бездорожье (т.е. двигались вдоль р.М.Кокшага - в этом районе тропинки заросли густым кустарником). Вечером перешли через р.Чернушку и недалеко от устья выскочили на селение, которое не обозначено на карте (возможно, лесничество). На ночевку встали около какого-то болота.

3-ий день маршрута (14.10.1996, понедельник).

Погода наутро нас слегка огорчила: шел мерзкий дождь, переходящий в сильный. Однако часам к 11 погода разгулялась, подул ветерок, разогнал облака, выглянуло солнышко.

К обеду вышли к д.Яндулкино. Там живет старик со старухой - бывшие геологи. Они нас предупредили, что по дорогам бродит много бомжей.

Около деревушки работали лесорубы. Мы встали недалеко от них на обед.

Вышли около 15.10. Маршрут проходил по лесным дорогам, никакого азимутального хода, никаких буреломов, ни болот - красота!

В 17.39 дошли до Устья Кундыша, где бабушка-сторож достаточно подробно описала нам дорогу.

Смеркалось. После одного перехода дошли до быстрой речушки с желтоватой водой (но не Хуанхэ). Рядом была чудесная поляна - идеальное место для бивуака. Встаем на ночевку.

4-ый день маршрута (15.10.1996, вторник).

В этот день нагоняли график. Подъем в 6.00 и "в лямку". Миша целый день грозился болотами, но мы все время шли лесными дорогами.

Около 12 были у озера Таир с очаровательным островом посередине. В метрах пятистах от него было селение с аналогичным названием, где мы купили молоко.

Во время перекуса руководитель (он же Миша) предложил идти без обеда, тогда к часам 6 вечера дойдем до р.Оршатка, что и требовалось по графику. Его предложение было принято, и оно себя оправдало.

График мы выполнили.

Часам к 15 вошли в довольно большую д.Шимшурга. Еще раз купили молока. Посмотрели на поле, где рос хмель, приняв его сначала за радиотелескоп странной конструкции (ох, уж эти физики).

В 2-ух километрах находится мост через р.М.Кокшагу, а через 0.5 км д.Шуйка.

До р.Оршадки дошли в 18.45. Всего за день прошли 33 км.

5-ый день маршрута (16.10.1996, среда).

Руководитель ослабил ежовую хватку: подъем не в 6.00, а в 7.00.

Сборы оказались немного более продолжительными, чем обычно: за ночь подморозило и людей, и вещи. То и дело раздавались возгласы: "Ой, фу-у!", знаменовавшие собой то полиэтилен, с которого сыпался лед, то звенящие ботинки, то ложку, вмерзшую в миску.

Но все-таки в 10.40 группа тронулась. Опять шли лесными дорогами к вящей радости всех участников, кроме руководителя. Он-то мечтал завести всех в болото.

Обед варили у оз.Игирьер - чудное место для стоянки: чистая вода, дрова, удобная поляна, даже столик есть, море брусники. Но главное - красота, красота, красота! Лично мы не устояли перед ней, и провели там около трех часов.

После обеда шли дороге покрытой белым песком - страшно неудобно, когда шагаешь с тяжелым рюкзаком. Дорога вывела нас в молоденькие посадки, которые тянулись и весь следующий день.

Ночевали на возвышенности, на поляне, поросшей редкими соснами: для последнего бивуака лучше не придумаешь, если не учитывать, что вода была в километрах двух.

6-ой день маршрута (17.10.1996, четверг).

С утра было очень холодно (-5 градусов по Цельсию), однако руководитель, превозмогая себя, пошел разведывать дорогу. Вернулся встревоженный - видел медведя.

Дорога в начале была отвратительная: она проходила все через те же сосновые посадки, ноги увязали в песке. К тому же дул холодный ветер.

Постепенно дорога становилась все более накатанной, и около 16 часов мы радостные, и гордые, вступили в поселок Силикатный. До поезда оставалось 3.5 часа, мы перешли ж/д пути, отошли в лес и сварили обед.

В 18.50 мы сидели в поезде, которой увозил нас домой.

© 1996 Автор - Гайнутдинова Анфиса. Правки и дополнения - Ванюшин Михаил

Одеваение системы, 13.10.1996 Медведь на рогатине, 13.10.1996 Переправа 1А по навеске через р.М.Кокшага, 13.10.1996 Переправа н/к, 13.10.1996 На маршруте, 14.10.1996
Озеро Таир, 15.10.1996 Озеро Таир, 15.10.1996 Шоссейный мост, 15.10.1996 Озеро Игирьер, 16.10.1996 На станции Кундыш, 17.10.1996

Представлены фотоработы: Зайцев Александр, Гайнутдинова Анфиса

наверх

на главную страницу

Rambler's Top100 Экстремальный портал VVV.RU

© 2005 Graphic design and programming by Vanushin Mikhail

Сайт создан в системе uCoz